Психолого-педагогическая служба в детском доме Психолого-педагогическая служба была создана в Канской школе-интернате им. Ю.А.Гагарина в августе 1995 года по инициативе директора А.А.Ярулова. Возглавила её практический психолог Людмила Георгиевна Локотко. Индивидуальную работу с воспитанниками стали осуществлять квалифицированные специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектолог, врач-психиатр. Деятельность специалистов ППС направлялась на реализацию «Программы психолого-педагогического содействия личностному ориентированию и росту воспитанников детских домов и школ-интернатов».
С 2003 года специалисты психолого-педагогической службы начинают работу по устройству детей - сирот в семьи. Совместно с телекомпанией «Канск - 5 канал» проводится акция «С надеждой в сердце», в результате которой 24 воспитанника Канской школы-интерната были устроены на семейные формы воспитания. В структуре службы появляется новое подразделение - Центр по устройству детей в семью. Начинается системная целенаправленная работа по психологической и социальной подготовке воспитанников к проживанию в семье. Специалисты службы осваивают и применяют технологии поиска, подбора, оценки и подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью, отрабатывают способы взаимодействия со всеми социальными структурами и субъектами общественных форм воспитания, особенно с отделом опеки и попечительства. Совместно с воспитателями детского дома специалисты Центра формируют социальные компетентности ребёнка с учётом современных требований, готовят его к помещению в семью. В апреле 2005 года вышел Закон «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае», в разработке которого участвовали специалисты нашего детского дома Л.Г.Локотко, О.В.Булатова. Новая законодательная база позволила специалистам психолого-педагогической службы грамотно готовить воспитанников к помещению в патронатные семьи, профессионально сопровождать ребёнка и семью, осуществлять мониторинг и оценку развития ребенка. С декабря 2005 года начинается новый этап в развитии психолого-педагогической службы – сопровождение и оказание психолого-педагогической поддержки воспитанникам, начавшим обучение в разных школах города. Адаптация и социализация детей в новых учебных учреждениях происходила нелегко. Воспитанники ранее учились по индивидуально-ориентированной системе обучение и в большинстве своем были успешны. В условиях группового обучения, большого количества детей в классах, воспитанники детского дома сложно усваивали учебный материал. Педагоги службы стали искать способы взаимодействия со школами, проводить совместные консилиумы, консультировать учителей по взаимоотношениям с проблемными детьми. С 2006 по 2010 год психолого-педагогическая служба работает по таким важным направлениям, как сопровождение воспитанника в детском доме, в школе, в замещающей семье, оказание помощи педагогам в освоение психологических компетентностей. Развитие и коррекция речи осуществляют учителя-логопеды. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляют психологи, они системно и последовательно изучает особенности воспитанников, умело отбирают и используют методики коррекционной и реабилитационной работы. В структуру службы сопровождения детей входят и социальные педагоги, которые отвечают за решение вопросов социальной защиты воспитанников, проводят работу по профилактике правонарушений, занимаются с выпускниками по профессиональному самоопределению и дальнейшим их устройством в учебные заведения. Центр по устройству детей в семью ведет активную работу по определению детей-сирот в замещающие семьи. В современном обществе помощь специалиста психолога постоянно востребована. Особенно она становится необходимой в образовательных учреждениях для решения непростых вопросов воспитания детей, профилактики и защиты их от жестокого обращения. Коллектив специалистов психолого-педагогической службы в нашем учреждении складывался на протяжении многих лет. В 2010 году служба отметила 15-летие, своеобразный юбилей. Сегодня в ней работают специалисты, способные профессионально решать вопросы разного уровня сложности и направленности, оказывать детям и взрослым практическую помощь в реализации любых воспитательных и творческих проектов. Цель деятельности: Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам для полноценного включения их в образовательное пространство и успешной социализации Помочь ребенку обрести себя и свою семью. Задачи:1.Сформировать личные ресурсы детей, необходимые им для работы с собственным поведением; 2. Предоставить детям психологические приемы и средства самопознания; 3. Повысить осмысленность, самостоятельность действий детей в разных контекстах, сформировать умение и желание брать на себя ответственность за происходящее; 4. Сформировать ориентацию на взросление; 5. Помочь более успешному включению детей в школьное обучение за счет умения определять специфику ситуации и действующие в ней правила. 6.Предоставлять воспитанникам возможности принятия самостоятельных решений в рамках общей деятельности, в том числе в условиях замещающей семьи Основные направления деятельности: I Профилактическое - направленное на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении воспитанников, профилактику заболеваемости II Коррекционно-развивающее – психолого-педагогическая работа с воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии; направленная на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде III Развивающее – направленное на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических компетентностей в т.ч. в семейной среде IV Диагностическое – создание программ психологической и психолого-педагогической диагностики интеллектуальных, личностных, коммуникативных, поведенческих, социальных особенностей воспитанников в рамках решения актуальных образовательных и воспитательных задач. V Образовательное (просветительское) - направленное на формирование психологических знаний, мотивации, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности воспитанников, педагогов, замещающих родителей Основные формы работы психолого-педагогической службы: - индивидуальная работа с детьми (образовательная программа ,индивидуальный анализ случая, ведение случая, консультации, проект жизненного сценария, рефлексивные методы); - групповая работа с детьми (тренинги, групповые занятия, информационно-познавательные встречи, дни положительных эмоций, социальный театр); - работа с замещающими родителями (консультации, тренинги, беседы, подготовка кандидатов в «Школе приемных родителей»); - работа со школой (семинары, круглые столы); - работа с персоналом детского дома(консультации, тренинги профилактики эмоционального выгорания, освоение тактик профессионального реагирования в конфликтных ситуациях) Структура психолого-педагогической службы Руководитель службы – заместитель директора по психолого-педагогической работе Медицинские работники Педагоги-психологи Социальные педагоги Учителя-логопеды Учитель-дефектолог Центр по устройству детей в семью Позиции специалистов службы Сопроводители Организаторы развития и коррекции ребенка Специалисты поддержки Ресурс для организации сопровождения ребенка, педагога, семьи |