Воспитательная система детского дома.

Воспитательная система детского дома осуществляет свою деятельность в рамках образовательной программы учреждения, разработанной на основе современных условий изменений, связанных с Концепцией реструктуризации системы краевых государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Стратегической целью воспитания является: научить ребенка-сироту жить (учиться, трудиться, думать, общаться, сохранять своё здоровье).

В соответствии с образовательной программой учреждения воспитательная система организована в трёх структурных подразделениях: дошкольное отделение, начальная школа, разновозрастные сообщества. Важным условием эффективности воспитательного процесса является наличие ресурса дополнительного образования. Воспитательную работу обеспечивает педагогический кадровый состав: руководитель воспитательной службы – заместитель директора по воспитательной работе; педагогический персонал – старшие воспитатели, воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструктора по труду, инструктора по физкультуре, музыкальные руководители и педагог-организатор.

В современном воспитательном процессе детского дома выделяются два взаимосвязанных направления: с одной стороны, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, содействие в развитии особенных отличительных черт, способностей, уникальности личности, с другой – социализация, интеграция ребенка в общество.

Первое направление – индивидуальное сопровождение воспитанника состоит из следующих этапов:

1 – диагностический;

2 – проектировочный;

3 – деятельностный;

4 – рефлексивно-аналитический.

Диагностический этап. Воспитатели совместно с педагогами службы психолого-педагогического сопровождения и медицинскими работниками учреждения на психолого-медико-педагогическом консилиуме определяются физический и психофизический уровень и проблемы развития, степень социальной активности и коммуникабельности, интеллектуальные возможности воспитанников, распределяется ответственность между педагогами и специалистами в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении каждого ребёнка.

Проектировочный этап. На основе рекомендаций консилиума и индивидуально-неповторимого опыта ребёнка, создаётся программа сопровождения, планируются пути преодоления внутреннего и внешнего кризиса, организуется адаптация ребёнка в среде пребывания.

Деятельностный этап. Индивидуальное сопровождение воспитатели организуют через проведение воспитательных встреч, которые направлены на постановку ребёнка в проблемную ситуацию для поиска адекватных жизненных решений и достижения личных целей. В ходе встреч подчеркиваются самые незначительные достижения и успехи воспитанника в деятельности, формируется позитивное самоотношение. Содержание сопровождения на этом этапе связано с организацией осмысления воспитанником своего места в жизни, осознанного понимания теоретических, опытных знаний, закономерностей духовного и физического самосовершенствования. В итоге таких обсуждений создаётся образовательный маршрут воспитанника, который он должен пройти, чтобы развить свои задатки и способности. Воспитатели оказывают помощь детям в успешном продвижении к поставленным целям. Для эффективного индивидуального сопровождения воспитанников выстраивается система конструктивного взаимодействия со специалистами детского дома, с учителями школы и родственниками детей.

Рефлексивно-аналитический этап. При проведении индивидуальных рефлексивно-аналитических встреч с детьми применяются методы самоанализа, самооценки, рефлексии, постановки личных перспектив. Для учёта персональных успехов воспитанников, совместно с ними, регулярно оформляется и пополняется портфолио достижений.

Выявление уровня общего развития детей осуществляется через анкетирование, тестирование, диагностику, включённое наблюдение, анализ детских рефлексивных дневников. Основываясь на эти материалы и диагностические данные, сравниваются проявления детей в разных ситуациях, анализируется их деятельность, выявляется динамика в их развитии.

Социализация, интеграция ребенка в общество. Для решения общих проблем в развитии воспитанников ежегодно воспитатели разрабатывают и реализуют образовательные проекты. Выбор темы зависит от наиболее актуальных потребностей и запросов детей, приоритетов деятельности учреждения и профессиональной компетентности педагога. Образовательные проекты разрабатываются по 5 направлениям: преодоление неуспешности детей в обучении; подготовка воспитанников к проживанию в семье; становление гражданской позиции; формирование у ребёнка ценности здорового образа жизни; трудовое воспитание.

Особое место в системе воспитания занимает связь с образовательной средой – взаимное представление детей и педагогов об устройстве и проблемах окружающей их среды. Для решения проблем окружающей среды в своей работе педагоги используют технологию проектирования. Проект рассматривается как способ организации не только взаимодействия педагогов и детей, но и взаимодействие их с окружающей средой, её изменение и преобразование. Совместно с детьми был разработан проект ландшафтного дизайна двора детского дома «Двор моего детства». С целью благоустройства и создания комфорта в спальнях и комнатах отдыха, реализован дизайнерский проект «Уют в нашем доме».

Педагогами детского дома создаются условия для самореализации воспитанников в творческой, физкультурно-спортивной и трудовой деятельности через организацию работы кружков, студий, столярных и швейных мастерских, спортивных секций, детских объединений по интересам, функционирующих в структуре детского дома. С целью проявления успешности детей в образовательном пространстве г.Канска выстроено взаимодействие с муниципальными общеобразовательными школами, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.

Воспитанники детского дома являются лауреатами и призёрами Всероссийских и краевых конкурсов и фестивалей детского творчества, краевых инвестиционных форумов детских проектов, краевого фестиваля музеев образовательных учреждений, краевых Спартакиад среди детских домов. Практика участия воспитанников учреждения в образовательных проектах, летних лагерях, походах и т.д. показала, что дети стали узнаваемы, востребованы и успешны. На некоторых старшеклассников от краевых учреждений дополнительного образования поступают заявки для привлечения к участию в образовательных модулях и интенсивных школах.

Для эффективной организации воспитательной работы в учреждении педагоги систематически осваивает новейшие достижения педагогической науки и практики по организации воспитательного процесса. В 2006-2008 года команда педагогов от детского дома участвовала в разработке проектов деятельности базовых детских домов и ресурсных центров, программы «Психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома».

Результаты профессиональной деятельности педагоги ежегодно представляют на краевом форуме «Педагогические и управленческие практики в системе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на краевом фестивале «Практики психолого-педагогического сопровождения в краевых государственных бюджетных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» через выступление с докладами, организацию семинаров, педагогических мастерских, тренингов, мастер-классов, участие в команде экспертов и пресс-центра.

Опыт образовательной деятельности педагогов воспитательной службы опубликован в сборниках методических материалов «Воспитательные практики в краевых государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Проектная деятельность воспитанников интернатных учреждений как средство подготовки к самостоятельной жизни», «Теория и практика организации психолого-педагогического сопровождения в краевых государственных бюджетных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В результате профессиональной деятельности администрации и педагогов в учреждении создана современная воспитательная система, повысился уровень педагогического мастерства воспитателей, педагогов дополнительного образования, инструкторов по труду, инструкторов по физкультуре.

Дошкольное отделение.

Содержание учебно-воспитательной деятельности дошкольного отделения осуществляется через реализацию программы "Ростки успеха". Подбор программного материала производится для каждого ребенка индивидуально, согласно результатам диагностик и мониторинга освоения образовательного минимума и может меняться в течение учебного периода. Кроме этого, реализуется «Программа деятельности дошкольного отделения» как составная часть программы развития учреждения, направленная на решение проблем, связанных с особенностями депривированных детей: несоответствие имеющихся социальных компетентностей воспитанников реальным условиям и требованиям жизни. В образовательном процессе дошкольного отделения детского дома реализуются элементы технологии программы «Шаг за шагом», которая имеет три основных содержательных идеи: создание развивающей среды; индивидуализация жизненного пространства ребенка; привлечение позиционеров для социального развития дошкольника.

Для успешной реализации перечисленных программ образовательный процесс дошкольного отделения выстраивается по 3 направлениям: учебная деятельность; воспитательно-образовательная деятельность; педагогическое сопровождение. Решение поставленных в начале каждого учебного года образовательных задач, воспитатели осуществляют через проведение учебных занятий, организацию ежедневных воспитательных встреч и коллективных воспитательных событий: праздники «Воспоминания о лете», «В гостях у Золушки», «Новый год», «Рождество христово», «День защитника Отечества», «Масленица», «День Победы», «Выпускной бал»; музыкально-театрализованные представления «День 8 марта на необитаемом острове», сказка «Гуси-лебеди» и др.; многочисленные спортивные эстафеты и праздники; спортивные и театрализованные праздники совместно с д/с № 27; выставки детских рисунков и поделок; экскурсии по городу, в краеведческий музей и выставочный зал, посещение драматического театра.


Документы.


Cправка о печатных рессурсах

Годовой календарный график

Материально-техническое обеспечение программы

Образовательная программа Ростки успеха

Положение об образовательной деятельности

Пояснительная записка к учебному плану

Расписание образовательной деятельности

Режим дня

Учебный план образовательной деятельности дошкольного отделения

Циклограмма образовательной деятельности

Начальная школа.

Воспитательная деятельность начальной школы осуществляется по программе социального воспитания младших школьников «Учимся жить успешными» с использованием технологии программы «Шаг за шагом». Воспитатели ведут дневники наблюдений за детьми, в которых отражают свои наблюдения, данные анкет, тестов, рисунков, рекомендации специалистов, непосредственно участвующих в процессе образования воспитанников. На основе выявленных проблем в поведении, в развитии, в обучении ребёнка составляется индивидуальная программа сопровождения.

Через организацию воспитательных встреч и событий, проблемных ситуаций и ситуаций успеха, рефлексии, опираясь на внутренний потенциал воспитанников, вовлекая детей в реализацию творческих проектов, воспитатели формируют у них умения разрешать конфликты, эффективно работать в команде, выстраивать конструктивное общение, проявлять самостоятельность, уверенность, организованность, доброжелательное отношение к окружающим людям.

Два раза месяц в начальной школе проводится малый «Гагаринский круг», где дети узнают новое друг о друге и об окружающем мире, решает вопросы повседневной жизни. В конце каждого месяца проходят образовательные встречи. На презентации воспитатели представляют разные виды деятельности по определённой теме. После этого ребята выбирают себе занятие по душе и начинают работать. В заключении все дети собираются в холе и представляют результаты своей работы. Во время образовательных встреч ребята узнают много нового и интересного, пробуют применить полученные знания на практике.

Воспитатели начальной школы создают условия для поиска ребенком форм самовыражения: путём самоопределения предлагают им развить свои склонности в творческих объединениях, клубах по интересам, столярных и швейных мастерских, кружках и студиях; привлекают детей к посильному участию в конкурсной, концертной, праздничной программах и коллективно-творческих делах; вовлекают воспитанников в детские акции и проекты. В результате социальных контактов происходит приобщение ребёнка к ценностям и нормам, принятым в обществе. У детей проявляется активность в учёбе, труде, спорте и других видах деятельности.

На вечернем сборе каждый ребенок рассказывает о своих успехах и возникших трудностях, совместными усилиями составляется перспективный план на следующий день. Воспитанники начальной школы самостоятельно ведут рефлексивный дневник «Я сам», куда записывают итоги реализации творческих проектов, результаты своей деятельности на воспитательных встречах и в других видах деятельности.

Разновозрастные сообщества.

Отделение разновозрастных сообществ в детском доме было создано в 1991 году для воспитанников среднего и старшего школьного возраста. Сообщества формируются по родственному принципу, а также с учётом общих интересов и психологической совместимости детей разного возраста. Главной идеей такого объединения является помощь старших ребят младшим в разных видах совместной жизнедеятельности: учёбе, труде, спорте, творчестве и др.

Воспитательная деятельность в разновозрастных сообществах осуществляется по программе социального воспитания детей «Восхождение к успеху». Работа воспитателей по данной программе направлена на подготовку подростков к самостоятельной взрослой жизни, которая их ожидает после выпуска из детского дома. Прежде всего, это осознанное самоопределение в выборе профессии и учебного заведения, получение жилой площади, устройство на работу, создание своей семьи, ведение домашнего хозяйства, определение правильного решения в проблемной жизненной ситуации, выстраивание конструктивного общения с окружающими людьми и разрешение конфликтов.

Работа в сообществах начинается с организации детского самоуправления: выбора актива, выработки общих правил и норм поведения, планирования работы на учебный год. Всё это решается и утверждается на общем сборе воспитанников. В сентябре традиционно проходит презентация детских команд, происходит знакомство с новыми ребятами в художественно-творческой форме через инсценировку, пение, стихи, танцы и т.д.

Ежемесячно в сообществах проводятся образовательные встречи, к которым начинают готовиться заранее. Целый месяц воспитатели вместе с ребятами проводят занятия, посвящённые определённой теме, в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, бесед, сообщений, тренингов, имитационно-ролевых игр, групповой работы. И в заключении подводятся итоги через организацию конкурсной программы, путешествия по станциям, интеллектуальных соревнований, работу творческих площадок.

В каникулы, праздничные и выходные дни, когда у ребят появляется много свободного времени, педагоги организуют для них культурно-массовые мероприятия, спортивные праздники, экскурсии в краеведческий музей и выставочный зал, выходы в драматический театр и кинотеатр, работу домашнего кинотеатра и клуба «Караоке», проводят малую Спартакиаду между сообществами. За время каникул дети несколько раз выезжают в пригород, хотят в походы, чтобы поиграть в подвижные игры, полюбоваться красотой природы, порыбачить и приготовить еду на костре.

Старшие воспитанники под руководством воспитателей занимаются поисково-краеведческой деятельностью, узнают историю Красноярского края, города Канск и своего родного детского дома. На основе собранного материала для младших школьников проводят экскурсии по знаменательным историческим местам города и в музее учреждения в качестве гидов-экскурсоводов. Результаты поисково-исследовательской работы они представляют на краевых интенсивных школах, форуме детских проектов и фестивале музеев образовательных учреждений.

Особое место в жизни сообществ оставляют праздничные мероприятия, которые проходят в форме коллективно-творческих дел. Большая часть воспитанников включается в подготовку к празднованию в разных ролях: сценаристы, режиссёры-постановщики, актёры, организаторы развлекательно-игровой программы, ведущие, конкурсанты, журналисты, фотографы, видео-операторы и другие. Опыт проведения таких мероприятий оставляет значимый след в душе детей, они гордятся своими успехами, радуются победам товарищей, сопереживают друг за друга.

На общих сборах воспитанников детского дома «Гагаринских кругах», которые проводятся два раза в месяц, сообщества выступают с информацией о событиях в мире, стране, крае, городе и учреждении. Основные новости о жизни в детском доме находят своё отражение в роликах, стенгазетах «Гагаринские весточки» и ежегодном печатном издании «Гагаринец», которые выпускают воспитанники, входящие в состав детского пресс-центра.