Педагоги ветераны.

Ксения Макаровна Кулакова – учитель начальных классов, воспитатель, ветеран педагогического труда, отличник просвещения РФ и СССР. Одна из первых педагогов школы-интерната, к работе приступила в августе 1956 года. Проработала со своим классом до 1959 года. Три года, до августа 1963 года пришлось учительствовать в рабочем поселке Почет, в школе-десятилетке. Вернулись семьей в Канск, и с 1 сентября 1963 года снова пришла в школу-интернат на должность воспитателя начальной школы. Гордится, что проработала воспитателем 33 года. Даже с дошкольниками пришлось некоторое время поработать. Первых малышей – 20 ребятишек-сирот, привезли еще в начале 1989 года на автобусе из Красноярского дома ребенка. Дошколят разместили на втором этаже спального корпуса. В течение нескольких дней шефы помогли оборудовать комнаты всем необходимым, подарили первые игрушки, одежду. С этими первыми дошколятами не хотелось расставаться, и вместе с ними Ксения Макаровна перешла воспитателем в начальную школу. Первая из педагогов показала на практике как надо осуществлять преемственность воспитательного процесса. Из интервью: «О первых годах в школе-интернате сохранились только хорошие воспоминания. Пусть было много работы, пусть мы сами оборудовали спальни и учебные кабинеты для детей. Работали не считаясь со временем целый день. Если на первых порах за школу приходилось агитировать родителей, то постепенно школа завоевала в городе прочный авторитет, и многим детям из города и из района хотелось попасть сюда на обучение».

Голубь Алевтина Васильевна – учитель начальных классов, отличник народного просвещения РФ, начала работать с 1959 года и только в 2004 году с большим сожалением, оставила работу и занялась написанием мемуаров, статей в газеты. Алевтина Васильевна активный участник и творец практически всех больших и малых событий за пятидесятилетнюю историю школы-интерната, дома детства. Алевтина Васильевна сохранила списки всех выпускников и их адреса до 16 выпуска включительно. Большую часть своего архива о школе, воспоминания, письма, фотографии выпускников она передала в апреле 2004 года в музей школы-интерната. Алевтина Васильевна поддерживает связь с большинством своих выпускников, организовала несколько встреч. Многие ученики относились к ней, как ко второй матери. В своей семье вырастила и маленькую воспитанницу Настю Камынину, которая сейчас стала взрослой самостоятельной женщиной, воспитывает сына.

За многолетний труд она награждена многими почетными грамотами, имеет правительственные награды. В 1991 году на Гагаринской фестивале Алевтина Васильевна получила звание лауреата школьной премии «За доброту», в 1999 г. – школьная премия им.Ю.А.Гагарина, в 2004 году – «За профессионализм», а также диплом фестиваля в номинации «Тепло сердца, отданное детям». По словам Алевтины Васильевны, это для нее самая высшая награда. Алевтина Васильевна написала воспоминания о школе-интернате, о первых годах становления учреждения, этапах его развития, об учениках всех своих выпусков. Эти записки замечательного педагога и патриота школы-интерната, содержат ценную информацию об истории нашего Дома. Алевтина Васильевна часто писала о жизни нашего Дома, успехах и проблемах, о воспитанниках и выпускниках, о своих коллегах. Писала свои воспоминания о войне. Последняя статья: «Вдруг включился репродуктор…» была опубликована в газете «Канские ведомости» 14 июля 2010 года № 28, уже после ее ухода из жизни.

Алевтина Васильевна Голубь оставила большой след плодотворной человеческой деятельности, которая еще долго будет служить для многих путеводной звездой.

Галушкова Екатерина Григорьевна – ветеран педагогического труда, отличник просвещения РСФСР. В 1956 году окончила Южно-Сахалинское педагогическое училище. С 1956 по 1959 годы работала учителем начальных классов в школах Ирбейского и Тасеевского районов. В 1959 году Екатерина Григорьевна принята в школу-интернат учителем начальной школы. Потом стала работать воспитателем. Воспитанники и коллеги всегда с уважением говорили: « Там, где Екатерина прошла – даже пылинки не найдешь». Всегда подтянутая, с аккуратно уложенными волосами, она была образцом для подражания. Любила и добивалась, чтобы во всем: в одежде ребят, спальных комнатах и бытовых помещениях, даже в режиме дня, соблюдался порядок. Ребята из ее группы отличались особой чистоплотностью, ухоженностью. Екатерина Григорьевна награждена медалью к 100-летию В.И.Ленина. Ей трижды присуждалось звание лауреата Гагаринского фестиваля в номинациях: 1992 год – «За доброту»,1999 – школьная премия им. Ю.А.Гагарина, 2004 – «За профессионализм», 2006 – «За преданность профессии».

Раковская Антонина Ефимовна – ветеран педагогического труда, отличник просвещения РФ. В 1950 году окончила Биробиджанское педагогическое училище и потом работала учителем начальных классов в разных школах края. В школу-интернат пришла в 1956 году и почти полвека посвятила трудному делу воспитания детей-сирот. Отличительная черта Антонины Ефимовны – высокое чувство ответственности и особое чувство сострадания, доброты по отношению к детям. Многие выпускники, особенно 70-80 годов, с теплотой вспоминают материнскую заботу и внимание Антонины Ефимовны. Для каждого ребенка она находила свой подход, «болела душой», если не удавалось решить проблему, помогала, не считаясь с личным временем. За добросовестный труд и результативность педагогической деятельности, награждена почетными грамотами городского и краевого Управления образования, юбилейной медалью к 100 –летию В.И. Ленина. В 2005 Антонина Ефимовна названа лауреатом Гагаринского фестиваля в номинации «За преданность профессии и школе».

Иларий Филиппович Засим – ветеран школы-интерната и ветеран педагогического труда. В школу-интернат пришел в октябре 1961 года. Из воспоминаний Илария Филипповича: «Было мне тогда 29 лет. Мне поручили быть воспитателем 6 класса. Сохранились в памяти игры в роще до темной ночи, походы, лыжные вылазки на Абанскую гору, велосипедные пробеги с ночевкой в стогу соломы на берегу Урьки и многие другие интересные дела. … В те времена большое значение придавалось трудовому воспитанию. Ребята работали на полях, заготавливали на зиму овощи и картофель, а в летнее время ухаживали за скотом в подсобном хозяйстве.

Прошли годы. Многое изменилось в жизни школы-интерната, но сделанное не пропало даром. Остались многие замечательные традиции, которые живут и сейчас. Иларий Филиппович был постоянно в центре общественной жизни школы-интерната. Неоднократно избирался председателем профкома школы. Десять лет был бессменным секретарем парторганизации. В 1986 году его избрали делегатом на Всероссийский съезд учителей. Многие годы был любимым воспитателем ребят первого разновозрастного сообщества. За многолетний труд Иларий Филиппович неоднократно награждался почетными грамотами гороно и крайоно, Почетной Грамотой Министерства народного образования СССР, ему вручен знак «Отличник народного образования Российской федерации». В честь 100 – летия со дня рождения В.И.Ленина, Иларий Филиппович награжден юбилейной медалью «За доблестный труд». Присвоено звание «Ветеран труда». В 1992 году стал лауреатом школьной премии «За доброту», в 2004 году – «За профессионализм». Несколько лет назад из-за слабого зрения пришлось расстаться с любимым делом, с воспитанниками детского дома. Иларий Филиппович бывает на всех Гагаринских фестивалях и юбилеях в качестве почетного гостя, интересуется делами нашего дома.

Ким Алевтина Давыдовна - отличник просвещения РФ и СССР, заслуженный педагог Красноярского края, ветеран педагогического труда. Родилась 21 сентября 1929 года в селе Бей-Булук Ширинского района Хакаской автономной области Красноярского края. Росла и воспитывалась матерью Ниной Борисовной, сельской учительницей. В 1951 г. окончила Ачинский государственный учительский институт, а затем в 1958 г. Абаканский государственный педагогический институт по специальности «русского язык и литература». Свой профессиональный путь реализовала в трёх школах Красноярского края: 3 года работала в Краснореченской восьмилетней школе; 8 лет обучала грамоте детей в Краснозаводской средней школе Боготольского района и боле 40 лет учила и воспитывала детей в Каннской школе-интернате имени Ю.А.Гагарина Из интервью журналистам: «…В школу-интернат пришла в 1962 году учителем русского языка и литературы. Мне сразу школа-интернат показалась особенной. Дети были очень уж взрослыми, по 20 – 21 году. Приятно было наблюдать, как старшие ученики любили свою школу и делали для нее многое. Арион Григорьевич был директором и мне, его супруге, приходилось утверждаться, как учителю, как личности. В то же время я была не только очевидцем всего, что делал Арион Григорьевич. Я переживала вместе с ним, помогала, как могла. Школа – интернат им. Ю.А.Гагарина сделала сорок выпусков, а это сотни ребят, отправленных отсюда в большую жизнь. Четыре года назад школа-интернат была реорганизована и стала называться Канским детским домом им. Ю.А.Гагарина. Отрадно, что традиции, заложенные в 60-70 годы прошлого века, сохраняются и педагогами, и новым поколением гагаринцев. Патриотическое и трудовое воспитание, подготовка выпускников к самостоятельной жизни – все это по-прежнему стоит во главе угла работы коллектива. За последние годы многое изменилось. Дети стали жить в более комфортных условиях. Появились новые подходы в воспитании: например, индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка. Дети под руководством педагогов занимаются исследовательской, поисковой и проектной деятельностью. Однако когда в школе-интернате закрылась школа, а дети перешли в другие городские школы, появились и проблемы, которых раньше не было: неприятие наших воспитанников школьными коллективами, длительная адаптация детей к новым условиям, новым требованиям и новому коллективу сверстников. Как результат - трудности в учебе. Вы до сих пор в строю – помогаете музею детского дома. Правда ли, что общаясь с детьми, душой не стареешь? Правда. При общении с детьми я получаю положительный заряд хорошего настроения, эмоций, вдохновения, задора. Всегда испытываю чувство радости и доброты к ним, хочется каждому помочь и сделать что-то полезное для ребенка. На мой взгляд, учитель должен полностью отдаваться работе, иначе мало чего сделаешь. Очень ценю в учителе профессионализм, искренность с детьми. Выпускникам разных лет желаю: здоровья, счастья, хороших семейных отношений и не забывать своих учителей!»

Алевтина Давыдовна Ким – старейший работник школы-интерната, Дома детства, детского дома, сорок пять лет отдала работе с детьми. Перед глазами Алевтины Давыдовны прошла история жизни школы-интерната. Она была непосредственной участницей успехов и трудностей развития учреждения. Учитель русского языка и литературы, методист, а в дальнейшем наставник для молодых педагогов она блестяще выполнила свои цели и задачи, обучила и воспитала сотни ребят, которые проявили свои знания и способности в разных всех сферах профессиональной деятельности. Выпускники с уважением и благодарностью вспоминаю уроки Алевтины Давыдовны.

Вместе с коллегами по работе под руководством А.Г. Кима она являлась одним из инициаторов и организаторов многих дел и начинаний, которые оправдали себя как эффективные в деле подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Более того, эти инициативы превратились в традиции, которые бережно сохраняются педагогами и воспитанниками нового поколения «гагаринцев».

В последние годы работы Алевтина Давыдовна возглавляла музей детского дома, который является хранителем памяти дней минувших и сегодняшних. Через пропаганду достижений выпускников и педагогов она стимулировала познавательную активность подрастающих «гагаринцев», прививала устойчивый интерес детей к истории становления и развития учреждения, сохраняла непрерывную связь поколений и традиций.

Государство по достоинству оценило вклад Алевтины Давыдовны в народное образование. За профессионализм и преданность делу обучения и воспитания детей она в разные годы была награждена: юбилейной медалью к 100-летию В.И.Ленина и нагрудными знаками «Отличник просвещения РСФСР», «Отличник просвещения СССР», «Заслуженный учитель Красноярского края». В 1992 году Алевтина Давыдовна названа лауреатом школьной премии «За доброту», в 1994 году - «За высокий профессионализм», в 2007 году – «За преданность профессии». В 2009 году наш Дом торжественно поздравил замечательного педагога с юбилеем – восьмидесятилетием. Коллеги пожелали юбилярше бодрости и оптимизма.

Алевтина Давыдовна и в настоящее время является активной участницей дел детского дома. С советами и пожеланиями она часто навещает администрацию и педагогов детского дома, встречается с выпускниками. Составитель памятной книги об Арионе Григорьевиче Киме «Слово об учителе», инициатор посадки ёлочек по улице Куйбышева возле мемориальной доски Ариона Григорьевича. В 2009 году Алевтина Давыдовна подготовила статью «Традиции детского дома» для «Народной энциклопедии».

Валентина Петровна Рублева. В трудовой книжке всего одна запись – август 1963 года, Канская школа – интернат им. Ю.А.Гагарина, учитель иностранного языка. Более сорока лет Валентина Петровна учила и воспитывала детей – сирот. Увлеченная своим предметом, требовательная к себе и ученикам, неравнодушная, она вскоре завоевала уважение среди коллег и учащихся. Была и завучем, и воспитателем отряда, и председателем профсоюзного комитета, и старшим воспитателем. Но, кем бы она, ни работала, добросовестность, порядочность, требовательность и отзывчивость всегда оставались с нею. В одном из интервью к 40-летию школы-интерната, когда ее спросили: «Что вам особенно помнится из этих долгих лет педагогического труда?». Валентина Петровна ответила: «К этой школе я сразу «прикипела» душой, другого слова не подберешь. Часто вспоминаю свой 5-й класс, к ним впервые пришла на урок. До сих пор приезжают в гости Люба Евдокимова, Вера Пивоварова, Галя Дарбеко. Помню, как Володя Воробьев, окончив летное училище, вернулся в город. Сразу с поезда – ко мне: «Валентина Петровна, я вернулся!». Особенно памятны годы работы с Арионом Григорьевичем Кимом. В 1979 году меня назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Приходилось решать множество текущих вопросов, и Арион Григорьевич тактично помогал молодому специалисту справляться с новыми обязанностями руководителя. Мне нравилось, что Арион Григорьевич никогда не давал невыполнимых обещаний, бережно относился к своим коллегам. Он уважал людей на «своем» месте. Это редкое качество у начальников. Педагогический и ученический коллективы жили интересно и содержательно. Школа-интернат была успешна по всем направлениям своей жизнедеятельности и в 1970 году занесена в книгу «Трудовой Славы Красноярского края». За такой большой период в истории, были у нашей школы и взлеты, и падения. Был период, когда часто менялись директора. Это сказывалось на результатах работы, а в душе оставляло грусть и разочарование. После времен застоя, новый директор Александр Анатольевич Ярулов, помог всем повернуться лицом к детям. Появилась уверенность в своих силах. Мы увидели позитивные сдвиги в результатах воспитательной работы. Думаю, что теперь начнется новый этап в развитии нашего учреждения. Пожелание выпускникам разных лет: « Не забывайте наш теплый Дом, который стал для вас родным. Всегда помните своих учителей и воспитателей, они подарили каждому из вас частичку своей души».

Ветеран педагогического труда, много сил и знаний приложила для создания нормальных бытовых условий жизни воспитанников. Известно, что работа старшего воспитателя ответственная: это и организация быта, и охрана здоровья воспитанников, и забота о правильном воспитании, и подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Валентина Петровна Рублева награждена значком «Отличник просвещения РСФСР», почетными грамотами Министерства образования РФ. Трижды становилась лауреатом Гагаринского фестиваля в номинации «За профессионализм» и « Воспитатель года». С 2007 года не работает, увлеченно занимается любимым делом – дачей.

«Валентина Петровна – человек добросовестный, обладает высоким чувством ответственности. Ей свойственно «болеть душой» за общее дело, она никогда не считалась с затратой личного времени, все отдавала любимой работе. В настоящее время Валентина Петровна продолжает плодотворно трудиться, словом, человек на своем месте. Валентина Петровна пользуется любовью и уважением своих учеников и воспитанников. Она прекрасная мать, заботливая бабушка. Спасибо Валентине Петровне за многолетний добросовестный труд!»

Савченко Надежда Павловна – ветеран педагогического труда, отличник просвещения РФ. Из 46 – летнего педагогического стажа, 36 лет отдала Канской школе-интернату. Надежда Павловна Савченко родилась в 1938 году, в городе Красноярске. Коренная сибирячка. Когда, в 1941 году началась Великая Отечественная война, семья переехала в Ташкент, но жаркий климат не подошел сибирякам, и они вынуждены были вновь вернуться на Родину, теперь уже в деревню Тугач Ирбейского района. Там прошла вся школьная жизнь Надежды Павловны. Семья была большая и ей, как старшей приходилось много работать. Окончив школу, Надежда Павловна стала работать заведующей местной библиотекой, затем в сельском детском доме и заочно училась. В 1958 году закончила Канское педагогическое училище. В 1981 году окончила Красноярский государственный университет. С 1958 по 1968 года работала в Ирбейском районе учителем начальных классов и заведующей школой. В 1968 году семья переехала в Канск, и Надежда Павловна устроилась на должность воспитателя в школу-интернат имени Ю.А.Гагарина. С 1968 по 2004 года – учитель географии, воспитатель, старший воспитатель Канской школы-интерната им. Ю.А. Гагарина. Географ по образованию, она не только учила ребят, но и активно занималась вопросами краеведения и восстановлением школьного музея. Вела краеведческую работу в школьном музее. Со своими учениками ездила на краевые слеты. Из письма в редакцию газеты «Власть Советов», 1979 г. « Вот уже четвертый год ведет у нас уроки географии и одновременно является воспитателем Надежда Павловна Савченко. Нам нравится в ней влюбленность в свою работу. Она делает все возможное, чтобы всем нам было интересно и на уроках , и в часы отдыха. И поэтому, наверное, мы с увлечением занимаемся географией, читаем много дополнительной литературы о путешествиях, походах, открытиях. Три года наш класс занимает первое место в школе по итогам соревнования и по пионерской работе. И в этом тоже заслуга нашего доброго наставника Надежды Павловны, которая никогда не остается равнодушной к делам ребят. Она многое делает для оформления класса, спальных комнат. И нам уютно и тепло от этой материнской заботы.

Первый свой класс вела 10 лет: с первого по десятый, и в 1976 году был первый ее выпуск. Из 24 учеников, 12 поступили в ВУЗы. Класс был очень дружный. В настоящее время Надежда Павловна поддерживает связь со своими учениками, получает от них письма. Несколько лет Надежда Павловна исполняла обязанности завуча. По отзывам коллег, Надежда Павловна – очень ответственный и трудолюбивый человек, на которого можно всегда положиться. Ее выпускники, а их немало, с теплотой вспоминают заботливого и доброго воспитателя. В школе-интернате долгие годы трудился и муж Надежды Павловны – Григорий Николаевич Черепков – классный шофер, любящий во всем порядок и чистоту. Окончили школу – интернат их дети: сын и дочь, два внука. Так что для семьи Савченко - Черепковых наша школа стала родной. Из воспоминаний Надежды Павловны, опубликованных в газете «Гагаринец», 2004 год: «Идёт сорок восьмой год нашей школе-интернату. За эти годы определились судьбы многих детей, попавших к нам в разные годы. Интернат старался окружить их теплом, заботой и открыть двери в большую жизнь. Первым нашим выпускникам уже далеко за 50… Многие из них стали бабушками и сами воспитывают своих внуков. Мне часто приходится встречаться с нашими бывшими выпускниками, и все они с большой теплотой вспоминают наш дом. Особые воспоминания заслуживают бывший тогда директором Арион Григорьевич Ким и его супруга Алевтина Давыдовна. Они сумели создать в школе условия, при которых воспитанники могли развиваться, где не было унижения личности взрослого или ребенка. Благодаря ним мы с мужем, - Черепковым Николаем Григорьевичем, смогли проработать в интернате более чем 35 лет». Надежда Павловна и сейчас интересуется делами родной школы, поздравляет своих коллег с праздниками, встречается с выпускниками.