Традиции детского дома.

Добрые традиции детского дома, заложенные предшественниками в 60-х года прошлого столетия, сохранены и продолжают передаваться из поколения в поколение. Многие традиции детского дома были заложены бывшим директором Канской школы-интерната имени Ю.А. Гагарина Кимом Арионом Григорьевичем, в годы его руководства учреждением.

Опыт образовательной деятельности, заложенный А.Г. Кимом совместно с коллегами единомышленниками в 60-е 80-е годы прошлого века, успешно реализуется гагаринцами. Коллектив педагогов и воспитанников пишут новые страницы истории Канского детского дома, чтобы передать их новым поколениям.

Директор Канского детского дома им. Ю.А.Гагарина Свириденко А.Г., решая очень важные вопросы социальной защиты, реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к новым жизненным условиям, успешно использует традиции своих предшественников, в частности А.Г. Кима, таким образом, осуществляет связь поколений.

Продолжателями традиций, заложенных в период становления трудового коллектива школы-интерната, являются профессиональные работники, мастера своего дела, не один год проработавшие под руководством Кима А.Г. и продолжающие его дело в настоящие дни: Артамонова Г.И., Мойсейченко Н.И., Локотко Л.Г., Боровский Э.В., Громова Л.И., Стольникова Л.П., Прудникова Л.Н., Халаимова Л.М., Шурпик Л.Г, Герман В.Г., Акимкина Н.А., Чернова Е.Н. и другие.

Переписка с космонавтами.

В далёком 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин был приглашён на пятилетний юбилей школы-интерната. К сожалению, первый космонавт не имел возможности приехать, но 23 октября 1961 года послал замечательное, дорогое сердцу гагаринцев, письмо.

С этого момента началась и до сих пор продолжается переписка воспитанников школы-интерната со «Звёздным городком».

Став в 1962 году директором Канской школы-интерната, Ким А.Г. этому факту придал большое значение, так как видел в лице космонавтов героев своего времени, образец для подражания. А.Г. Ким в своих воспоминаниях отмечает: «в 60-70-е годы прошлого века были получены целенаправленные, интересные письма от лётчиков-космонавтов: Г.Титова, А.Леонова, В.Терешковой, С.Савицкой, Г.Берегового и др. С 90-х годов и по настоящее время письменное общение с космонавтами стало ещё оживлённее. Со времени первого в истории полёта Юрия Алексеевича Гагарина космонавтика ушла далеко вперёд, совершенствуются технические и технологические возможности изучения космоса». Это сложная работа, требующая больших, разносторонних знаний, умений, навыков, мужества, о чём рассказывают в своих письмах лётчики-космонавты: В.Циблиев, А.Майборода, С.Лазуткин, Р.Романенко и другие. Лётчик-космонавт А.Филипченко писал: «Задачи, которые ставятся учёными при каждом новом полёте, требуют много времени и сил, ежедневной работы, чем и занимаются космонавты.».

В своих ответах гагаринцы рассказывают об интересных делах, успехах в учёбе, спорте, конкурсах детского творчества, о том, что внимательно следят за работой наших космонавтов на орбите. Радуются успехам, переживают, когда на орбите случаются нештатные ситуации. «Очень хорошо, - пишет В.Корзун, - что в наши трудные времена ваш дружный коллектив живёт и развивается, учится и трудится, отдыхает и мечтает. Мы надеемся, что среди вас растут будущие космонавты».

9 апреля 2009 года в детский дом пришло поздравительное письмо от начальника Российского государственного научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, Героя Российской Федерации, лётчика-космонавта В.Циблиева, в котором он пишет: «Уважаемые друзья! Руководство, сотрудники и лётчики-космонавты Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина с радостью узнали, что в Канском детском доме им. Ю.А.Гагарина идёт интенсивная подготовка смены поколений будущих исследователей космоса. Наше дело продолжается! В наш профессиональный праздник – День космонавтики поздравляем вас с замечательными земными достижениями в деле освоения космоса. Желаем наикрепчайшего здоровья, подходящего для этой работы; знаний, необходимых для управления космическим кораблём и понимания окружающего мира; упорства, трудолюбия, силы характера и бесконечной мечты и веры в дальнейшие свершения. Ждём вас в отряде космонавтов через несколько лет».

Значение этих писем трудно переоценить. Они укрепляют уверенность у воспитанников школы в завтрашнем дне, обогащают духовно, развивают стремление служить Родине так, как это делают лётчики-космонавты.

Связь с космонавтами продолжается.

Гагаринские фестивали.

Еще одна традиция нашего детского дома – по-особому отмечать Всемирный День космонавтики и авиации.

Вернемся в далекие 60-ые годы. В те годы на «Празднике космонавтики» принимались тексты приветственных писем в адрес космонавтов, подводились итоги работы пионерской и комсомольской организаций. Здесь видим альбом « Летопись пионерского отряда «Спутник пятилетки», созданный в 1964 году. Одна из страниц альбома рассказывает, как пионеры готовились к празднику.

Начиная с 1991 года в детском доме проводится «Гагаринский фестиваль», приуроченный ко Дню космонавтики, на котором происходит подведение итогов прошедшего года жизни детского дома.

Грамотами и ценными подарками награждаются лучшие гагаринцы из числа детей и взрослых по значимым номинациям. На празднике обычно присутствуют представители администрации г.Канска, директора школ города, предприниматели, СМИ, бывшие выпускники. Гостям предоставляется почётная роль объявления и награждения номинантов фестиваля. Атмосферу праздника пронизывает дух милосердия, столь нужный для детей-сирот. Чувство признательности всегда охватывает присутствующих, когда награждаются ветераны, отдавшие жар души обездоленным детям: Ким А.Д., Засим И.Ф., Галушкова Е.Г., Раковская А.Е., Рублёва В.П., Голубь А.В., Савченко Н.П., Кулакова К.М. и другие.

Зажигательные танцы, чудесные песни умело вплетаются в ход шоу. В течение недели, предшествующей Гагаринскому фестивалю, проводятся мероприятия, на которых представляются результаты деятельности воспитанников и педагогов: форум детских проектов, фестиваль детского творчества, спортивный праздник, экскурсии в музей детского дома, выпуск ежегодного номера газеты «Гагаринец», образовательные занятия о покорении космических просторов.

Наряду с мажорным тоном праздника есть место и печали. Органично вписывается в праздник минута молчания в знак выражения памяти об ушедшем из жизни в 2003 году, бывшем директоре школы-интерната, Заслуженном учителе РСФСР, Заслуженном педагоге Красноярского края, Отличнике народного просвещения, Почетном гражданине г.Канска Ким Арионе Григорьевиче.

Неизгладимые впечатления оставляют Гагаринские фестивали в душах присутствующих и запоминаются на долгие годы. В этот день детский дом получает поздравления с праздником из разных уголков страны от выпускников и друзей. Особо значимыми являются письма из «Звёздного городка». Дружба с космонавтами продолжается.

Военно-патриотическое воспитание.

Во все времена педагогами учреждения большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию. Работа в этом направлении была разнообразна, о чём свидетельствуют подлинные документы, любовно собранные поисково-исследовательскими группами воспитанников 60-70-х годов XX века, и широко представленные в экспозиции музея школы-интерната «Подвиг бессмертен». Заголовок полностью согласуется с идеей увековечивание подвига канцев-воинов и тружеников тыла, вместе со всей страной ковавших Победу в Великой Отечественной войне.

Большую ценность представляют материалы о дружбе гагаринцев с ветеранами 510-го гаубичного стрелкового полка и 382-ой Новгородской дивизии, в составе которых воевало немало канцев и жителей близлежащих районов. Памятные встречи, переписка с ветеранами, воспоминания о боевом пути; достоверные сведения о Героях Советского Союза – канцах. Все эти материалы бережно хранятся в музее детского дома и в настоящее время используются в воспитательных целях.

Обширные, подлинные сведения собрали следопыты в начале 2000-х годов об участии канцев на фронтах в Великой Отечественной войне и о тружениках тыла. Их деятельность выразилась в следующем: а) разработка коллективных творческих проектов, индивидуальных творческих работах, презентованных как на школьных научно-практических конференциях, так и на городских; б) незабываемые встречи воспитанников в 2005 году с ветеранами ВОВ: Семенюк М.И., Лифантьевым А.И., Моисеевым И.П.; в) выставки рисунков юных художников-гагаринцев, которые путем приёма метода контраста, раскрывают трагизм войны и радость победы; г) в тесном сотрудничестве музея с клубом любителей истории, на заседаниях которого рассматривались очень важные вопросы, такие как, события в ВОВ и роль канцев в ней. Эти наработки воспринимаются как связь поколений.

Большое место в деле военно-патриотического воспитания занимала дружба с воинами Канского гарнизона. Но особо плодотворной, по словам А.Г.Кима, целенаправленной и многолетней была дружба с моряками в/ч 78309, единственной морской частью в нашем крае. Под руководством военных наставников проводились игры «Зарница», «Орлёнок». В них участвовали учащиеся с 5-го по 11-е классы. Командирами отделений и взводов были дети, командирами рот и батальонов – военные.

На другой день проводился торжественный Парад. Стройными рядами, подтянутые, с душевным подъёмом проходили гагаринцы перед трибуной, где стояли руководители города, ветераны войны и труда. Школа-интернат им. Ю.А.Гагарина была трижды награждена грамотами Центрального Штаба игры «Зарница» и «Орлёнок». Грамоты подписаны маршалом артиллерии В.Казаковым и лётчиком-космонавтом Г.Береговым. Опыт проведения патриотического воспитания в школе-интернате им. Ю.А. Гагарина в 60-70-е годы получил высокую оценку Краевого отдела народного образования и министерства просвещения РСФСР.

В 1978 году Канский горком КПСС и исполком Канского горсовета депутатов трудящихся награждает школу-интернат им. Ю.А. Гагарина памятным Красным знаменем за успехи в военно-патриотическом воспитании молодёжи и передает на вечное хранение.

Опыт предыдущих поколений гагаринцев в вопросах патриотического воспитания широко используется педагогами Канского детского дома им. Ю.А.Гагарина в настоящее время. Формы деятельности педагогов и воспитанников разнообразны и подчинены созданию у воспитанников исторически достоверного подхода к событиям Великой Отечественной войны, что способствует восприятию местных событий, как части общего дела, направленного на борьбу с врагом. Обширные подлинные сведения, собранные учащимися к 60-летию Великой Победы о канцах – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

Следует отметить, что гагаринцы продолжают наработанные традиции, внося новые коррективы, сообразуясь с современностью.

Несколько лет продолжается дружба дома детства с воинами войсковыми частями 78309 и 22131. Встречи, посещение музея, совместные концерты с офицерами в/ч перед воспитанниками детского дома, военнослужащими и жителями поселка Сулемка.

Воспитанники детского дома неоднократно награждались почётными грамотами руководства войсковых частей «За многолетние активное сотрудничество в патриотическом воспитании».

В 2005 году музей Канского дома детства им. Ю.А. Гагарина был награждён Дипломом второй степени краевого конкурса общественных музеев, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне в номинации «Культурные массовые мероприятия».

В мае 2008 года Канский детский дом собирает на своей территории воспитанников детских домов восточного округа Красноярского края: Заозерновского, Партизанского, Бородинского, Ирбейского, Иланского, Тасеевского детских домов и силами инструкторов по физкультуре из учреждений внесемейного воспитания проводит военно-спортивную игру «Победа», прообразом которой были военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». Ребята показали свои знания, навыки и умения в стрельбе из пневматической винтовки, разборке и сборке автомата, оказании первой медицинской помощи, преодолении полосы препятствий и подтягивании на перекладине. Каждая из команд представляла свой вид воинских частей: моряки, десантники, мотострелки, спецназовцы.

В 2009 году Красноярским краевым детско-юношеским Центром туризма и краеведения проводился фестиваль музеев образовательных учреждений. Педагогами и воспитанниками Канского детского дома им. Ю.А.Гагарина была представлена экспозиция «Мы – гагаринцы». Материалы, презентованные на фестивале, стали результатом совместного творческого труда воспитанников и педагогов, получили высокую оценку со стороны экспертов, в состав которых входили представители администрации Красноярского края, депутатов законодательного собрания, ветеранов Великой Отечественной войны, Красноярского краевого военного комиссариата.

Музей Канского детского дома им.Ю.А. Гагарина был отмечен в десятке лучших музеев и получил право на временное хранение дубликата переходящего знамени 378-й стрелковой дивизии. Лучшие воспитанники-гагаринцы приняли участие в Параде Победы в г. Красноярске.

Трудовое воспитание.

Важной идеей, пронизывающей всю педагогическую деятельность коллектива школы-интерната, возглавляемого Арионом Григорьевичем, являлось понимание труда как основы воспитания.

«Труд он рассматривал как свободную согласованную с христианской нравственностью деятельность, результатом которой человек занимается для достижения истинной цели жизни», - вспоминает заслуженный учитель Красноярского края Команович Е.Ф.

Программа трудового воспитания и подготовка ребят к самостоятельной жизни реализовалась с учетом возрастных особенностей ребят, при этом придавалось значения соблюдению правил общежития, норм морали и этики.

Девушки старших классов посещали теоретические и практические занятия на хлобчато-бумажном комбинате и к концу обучения (11 класс) трудились на уровне кадровых работниц, с благодарностью вспоминая своих наставников, мастеров производственного обучения. Юноши к концу обучения на ремонтном заводе получали профессию токаря, слесаря.

Условия жизни в школе-интернате и шефские связи с трудовыми коллективами способствовали их всестороннему развитию и ускоренной подготовки к самостоятельной жизни.

При школе-интернате было создано и развивалось подсобное хозяйство, где воспитанники работали и отдыхали, обеспечивали свою столовую овощами. А главное – учились трудиться.

В то время большое значение придавалось благоустройству школьного двора, который служил, местом отдыха и игр воспитанников. Прекрасно оснащенная спортивная площадка, любовно разбитые клумбы цветов, ранеточный сад, парк елей, посаженных ко Дню Победы директором А.Г.Кимом, воспитателем И.Ф.Засимом, выпускником Г.Диковым, водителем Г.Черепковым. В 1981 году был построен спортивный зал, соединённый со школьным зданием тёплым переходом, что существенно улучшило условия жизни гагаринцев.

В 1970 году школа-интернат была занесена в «Книгу Трудовой Славы Красноярского края» и награждена Почётной грамотой Министерства просвещения РСФСР.

Приёмы трудового воспитания используются в настоящее время.

В современных условиях на базе швейной мастерской работают кружки, где воспитанники знакомятся с различными видами рукоделья. Юноши под руководством педагогов ремонтируют мебель, знакомятся с основами слесарного и столярного дела.

Новыми формами работы является реализация программ «Наш дом» и экономическая игра «Город предпринимателей», которые позволяют подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Воспитанники детского дома благоустраивают территорию.

В память об А.Г. Киме, по инициативе директора Свириденко А.Г., в октябре 2004 года на здании спального корпуса школы-интерната по ул.Куйбышева была установлена мемориальная доска. Весной 2006 года юноши под руководством взрослых оборудовали игровую площадку для детей дошкольного отделения. Осенью 2006 года детский дом участвовал в краевом конкурсе «Лучший двор детского дома». По итогам конкурса двор учреждения занял второе место среди детских домов Красноярского края в номинации «Лучший городской двор».

В 2007 году, под руководством заместителя директора по воспитательной работе Боровского Э.В., был разработан проект ландшафтного дизайна двора детского дома «Двор моего детства», с которым воспитанники приняли участие в краевом конкурсе ландшафтных проектов «Гео-декор», где заняли второе место в номинации «Проекты ландшафтного дизайна образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В январе 2007 года в детском доме для воспитанников старшего школьного возраста создана социальная квартира, где им представилась возможность проявить самостоятельность на практике в организации собственной жизнедеятельности.

Физкультурно-спортивная работа.

Спортивные традиции, заложенные предшественниками, были актуальны во все времена в жизнедеятельности воспитанников и педагогов школы-интерната и продолжают воплощаться в настоящее время. Подтверждением этому служат кубки, медали и грамоты, завоеванные учениками школы на городских, краевых и Всероссийских соревнованиях по волейболу, лёгкой атлетике, баскетболу, футболу и другим видам спорта. Отдельный раздел музея детского дома посвящён спортивным победам разных лет. В числе выпускников школы-интерната есть мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, заслуженные тренеры России.

Физкультурно-спортивная подготовка полученная воспитанниками в школе-интернате помогала им во взрослой самостоятельной жизни, при службе в рядах Российской армии, при обучении в профессиональных учебных заведениях, в трудовой профессиональной деятельности.

В начале 2000-х годов Канская школа-интернат имени Ю.А. Гагарина четыре года подряд признавалась лучшей в постановке физкультурно-оздоровительной работы среди учреждений внесемейного воспитания Красноярского края. Уникальность спортивно-оздоровительной системы школы-интерната в том, что активный и здоровый образ жизни пропагандируется, прежде всего, педагогами. Рядом с воспитанниками занимаются спортом учителя, воспитатели и другие работники под руководством директора. В начале 2007 года, прошло торжественное открытие катка. Теперь наши ребята в зимнее время года катаются на коньках и играют в хоккей.

В 2003 году ученики школы-интерната заняли 3 место на Всероссийских соревнованиях по футболу в г.Туле.

В 2004 году стали лучшими в общекомандном зачёте на Всероссийской Спартакиаде «В будущее со спортом» среди воспитанников детских домов и школ-интернатов Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов в г. Улан-Удэ. Первые места по мини-футболу, стрит-болу и волейболу заняли спортсмены школы-интерната в 2005 году на Всероссийской Спартакиаде «Малые игры доброй воли» среди воспитанников детских домов и школ-интернатов и 1 место на Всероссийской зимней Спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов «В будущее со спортом» в г. Абакане. Эти и другие спортивные достижения воспитанников школы-интерната свидетельствуют о высоком уровне физкультурно-спортивной работы в учреждении.

С 2005 г. Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина организует летние и зимние Спартакиады среди воспитанников и работников 11 детских домов восточного округа.

В январе 2008 года Канский детский дом провёл первую зимнюю краевую Спартакиаду среди воспитанников детских домов Красноярского края. Спортивно-массовое мероприятие является важным событием не только для участников и гостей, но и для всего города Канска. Информационное сопровождение событий Спартакиады осуществляется силами воспитанников Канского детского дома, участников Медиа-Центра: выпуск стенгазет с фоторепортажами, видеосъёмка, компьютерное оформление документации.

С 25 по 27 февраля 2009 года Канский детский дом провёл вторую зимнюю краевую Спартакиаду среди воспитанников детских домов Красноярского края. Команды из шести округов края (восточного, южного, западного, северного, центрального, г.Красноярска) приняли участие в Спартакиаде и выявили лучших спортсменов в соревнованиях по лыжным гонкам, биатлону и конькобежному спорту.

По результатам двух зимних Спартакиад команда восточного округа, основной состав которой составляли воспитанники Канского детского дома, заняла 1-е места практически во всех видах соревнований и в общекомандном первенстве.

В настоящее время физкультурно-оздоровительной деятельностью и подготовкой команды юных спортсменов Канского детского дома занимаются педагоги дополнительного образования и инструктора по физкультуре: О.Ф.Бабаев, В.Е.Коваленко, С.П.Ивашкин, А.В.Игнатова, Д.В.Артамонов Н.В.Чулкова. Всегда рядом с командой, а иногда и в её составе, директор детского дома Андрей Геннадьевич Свириденко.

Туристско-краеведческая деятельность.

В 50-е, 60-е, и 70-е годы прошлого века в большом почёте была туристская работа. Учителя физической культуры Вьюжанин Иван Петрович, Попов Герой Алексеевич, молодые, полные сил и энергии, работали на высоком профессиональном уровне, систематически водили учеников в туристские походы (ближние) в пределах района и (дальние) по восточным и западным Саянам, на озеро Байкал, в Приангарье. Ими исхожены сотни километров. Всё это навсегда осталось в памяти участников походов.

Не случайно воспитанники интерната были неизменными лидерами в городских и краевых туристских соревнованиях. Из книги А.Г. Кима «Записки директора»

Туризмом увлекаются воспитанники детского дома. Туристский клуб «Гагаринец» был организован Боровским Э.В. в сентябре 1997 года в Канской школе-интернате им. Ю.А. Гагарина. За время своего существования юные туристы сходили в сотни походов выходного дня, побывали в степенном походе по Восточным Саянам, в заповеднике «Красноярские Столбы», участвовали в экспедиции по Солгонскому кряжу и путешествовали по многим другим уголкам природы Красноярского края.

Но самыми любимыми для ребят стали водные походы-сплавы на плотах и байдарках по рекам Кан, Кунгус, Агул. С 2005 года туристами объединения совместно с педагогами Канского Дома детского и юношеского туризма и экскурсий ежегодно проводится водное путешествие на плотах для воспитанников детских домов восточного округа Красноярского края.

Ежегодно гагаринцы участвуют в городском слёте туристов и в соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма. За время деятельности объединения в туристы было посвящено более двухсот детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Двадцать три воспитанника получили третий разряд по спортивному туризму. Около ста детей сходили в водные походы первой и второй категории сложности.

Со 2 по 9 июля 2006 года для воспитанников 5-ти Краевых государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Канского, Ирбейского, Чечеульского, Павловского, Тасеевского детских домов), в рамках образовательного путешествия на плотах по рекам Агул и Кан, в Ирбейском и Канском районах был проведён летний образовательный проект «Я познаю Мир».

В 2008-2009 учебном году воспитанники разработали и реализовали информационно-поисковый проект «Историко-революционные памятники г.Канска». По итогам собранной информации, для старших ребят детского дома проведены экскурсии по памятным историческим местам города Канска. Многие дети были приятно удивлены, что в городе есть столько интересных памятников, которые посвящены историческим событиям.

Под руководством Смирновой Л.Ю., сотрудника музея детского дома, с ребятами среднего школьного возраста организован поисковый проект «Канск известный и неизвестный». В рамках реализации проекта были изучены архивные документы и публицистические материалы по истории становления и развития родного города. В итоге силами поисковой группы для сверстников и младших ребят проведены экскурсии по городу и презентация исторических материалов, оформлен текст с информацией об истории города, создан видеоролик о городе Канске. Собранный материал представлен на краевой интенсивной школе «Моё путешествие» в г.Красноярске.