Наши директора.

История Канской школы-интерната (детского дома) имени Ю.А.Гагарина в разные периоды своей деятельности, богата интересными событиями, знаменательными датами, социально значимыми делами, успехами и достижениями. Всё это зависело от грамотного и эффективного управления человека, стоявшего у руководства учреждением. Каждый директор, принимая «руль управления» коллективом, старался в меру своих сил, возможностей, профессионализма, создать в школе-интернате благоприятные условия для обучения и воспитания детей, остро нуждавшихся в поддержке государства. Для воспитанников 60-70 годов необходимость жить и учиться в школе-интернате была обусловлена финансовым неблагополучием семьи: дети одиноких матерей, многодетные семьи, родители-инвалиды и др. Эти дети хотели учиться, получить хорошее образование и профессию. Дети 80-90 – х. годов и нынешнее молодое поколение – в большинстве своем социальные сироты при живых родителях. Дети с израненной душой. И подход к их воспитанию иной. Педагогам приходилось постоянно совершенствовать формы воспитательной работы для социальной реабилитации детей-сирот, и их успешной адаптации к условиям жизни современного общества.

Директорами Канской школы-интерната имени Ю.А.Гагарина, а сейчас и детского дома имени Ю.А.Гагарина, в основном были мужчины. Это работа особая, её даже трудной не назовешь – тут жизнь нескольких сотен человек внутри своей. И конечно, только мужчине под силу организовать большой коллектив для успешного выполнения разноплановых задач. В разные периоды становления и развития образовательного учреждения им руководили директора:

1. Прохорчук Александр Евдокимович (1956-1959 гг.);
2. Стригин Михаил Филиппович (1959-1962 гг.);
3. Ким Арион Григорьевич (1962-1971 гг.), (1976-1982 гг.);
4. Стекольщиков Павел Петрович (1971-1976 гг.);
5. Гусаров Иван Андреевич (1982-1985 гг.);
6. Никандрова Елена Тимофеевна (1985-1987 гг.);
7. Горохова Тамара Дмитриевна (1987-1989 гг.);
8. Ярулов Александр Анатольевич (1989-1996 гг.);
9. Свириденко Андрей Геннадьевич с 1996 года и по настоящее время.

Прохорчук Александр Евдокимович
(годы руководства 1956-1959 гг.)

Первый директор школы-интерната, выпускник физико-математического факультета Красноярского педагогического института, участник Великой Отечественной Войны.

Именно на его долю пришлось становление нового школьного учреждения. Прием детей попавших в трудную жизненную ситуацию, обустройство быта первых воспитанников, подбор педагогических кадров.

Первый учебный год (1956-57гг.) начинался в единственном здании школы, в котором совместились не только учебные классы, но и спальные комнаты. В те времена не существовало еще столовой и такого количества подсобных помещений, какие есть сейчас в учреждении.

Первые годы становления школы-интерната были связаны с определенными трудностями, которые приходилось преодолевать педагогам и воспитанникам школы вместе с Александром Евдокимовичем. Благодаря его организаторскому таланту и душевным качествам, взрослые и дети школы-интерната сплотились в дружный коллектив, которому по плечу было решение многих важных задач. В этом несомненная заслуга нашего первого директора – Александра Евдокимовича Прохорчука.

Стригин Михаил Филиппович
(годы руководства 1959-1962гг.)

Михаил Филиппович Стригин продолжил важные начинания первого директора. Придя в школу молодым и энергичным, он внес в жизнь школы - интерната определенный задор, по душе пришелся воспитанникам. В годы его директорства жизнь в школе была интересной, многообразной и насыщенной разного рода событиями. С письма Ю.А. Гагарина началась переписка с космонавтами из «Звездного городка».

Постепенно укреплялась материально-техническая база школы: гагаринцы перешли в новое здание, была построена школьная столовая. С 1961 года школа-интернат стала носить имя первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, имя которого мы бережно несем и сейчас. В 1962 году в самостоятельную жизнь вышли первые выпускники школы-интерната имени Ю. А. Гагарина, которые считают Михаила Филипповича своим «крёстным» отцом. В памяти школьных выпускников 1962-1964 гг. Михаил Филиппович остался энергичным, справедливым и добрым человеком. После 1962 года Стригин М.Ф. работал в Красноярске директором средней школы №86, которая впоследствии была названа его именем.

 

Ким Арион Григорьевич
( годы руководства 1962-1971 и 1976-1982)

Арион Григорьевич родился 21 июля 1926 года в селе Крабы Хасанского района Приморского края. Вся его трудовая и общественная жизнь проходила в Красноярском крае. С января 1946 года, после демобилизации из трудовой Армии, он начал работать учителем в Александрийской средней школе Боготольского района. Работал и заочно учился в Красноярском педагогическом институте, который окончил в 1953 году. С 1948 по 1962 год был последовательно директором нескольких школ этого района. Учитывая его организаторские способности и деловые качества, Минпрос РСФСР в 1962 году назначил Кима Ариона Григорьевича директором Канской школы-интерната им. Ю.А.Гагарина. Перед коллективом была поставлена задача – создать в школе-интернате условия для всестороннего развития личности учащихся. В основу воспитательного процесса положены труды великого педагога Макаренко. Арион Григорьевич старался привить коллективу идею построения школы-интерната нового типа, в котором дети будут не только жить и учиться, но готовиться к самостоятельной жизни в обществе. Учителя и воспитатели разрабатывали программы по трудовому, нравственному, военно-патриотическому и эстетическому воспитанию. Учебно-воспитательный процесс рассматривался как один из основных факторов развития ребенка. С приходом Ариона Григорьевича школа-интернат поднялась на качественно новую ступень развития. В течение девяти лет создан настоящий педагогический комплекс со всей необходимой для нормальной жизнедеятельности детей и взрослых инфраструктурой, большим подсобным хозяйством и летней базой отдыха. При его руководстве для воспитанников построены новое здания столовой на 300 мест, складские помещения, овощехранилище, тёплые переходы, соединяющие спальный корпус и школу. Введён в строй спортивный зал.

Канская школа-интернат стала самой крупной в Красноярском крае. В ней обучалось и воспитывалось более 750 детей.

Спорт, турпоходы, художественная самодеятельность делали жизнь гагаринцев разносторонней и интересной. В 1966 году в школе-интернате стал создаваться краеведческий музей. Для сбора материалов в музей развернулась большая поисковая работа по разным направлениям, увлекшая большинство воспитанников начальной школы. Благодаря стараниям Ариона Григорьевича уже с 1962 года были заложены традиции: переписка с космонавтами, празднование Дня космонавтики. В лице космонавтов - героев своего времени, он видел образец подражания для молодого поколения. Арион Григорьевич поддерживал переписку с космонавтами «Звездного городка» до самого своего ухода из жизни в 2003 году.

В 1970 году школа-интернат решением Крайисполкома Красноярского края занесена в «Книгу Трудовой славы», а Ариону Григорьевичу было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР». Более 15 лет Арион Григорьевич руководил Отделом народного образования города Канска. За эти годы он воспитал немало организаторов школьного дела, всегда сумел вселить у подопечных уверенность в своих силах, увидеть ростки нового, помочь их развить.

В последние годы своей жизни Арион Григорьевич руководил школьным музеем. Тогда же написал несколько книг: «Записки директора школы», «Годы испытаний», «Суровая молодость наша». Его книги – воспоминания о прожитой нелегкой жизни, о судьбах наших учеников, товарищей, друзей, о драматических событиях минувшего десятилетия. Его книги – это откровение гражданина, учителя, патриота, горячо любившего свою землю и верящего в ее светлое будущее. Они учат мужеству, доброте, порядочности. В 2006 году опубликована книга об Арионе Григорьевиче «Слово об Учителе». В ней помещены воспоминания, отзывы, письма его коллег, товарищей, друзей, учеников и родственников. Составителем книги является его супруга Алевтина Давыдовна Ким.

Общество по достоинству оценило вклад Ариона Григорьевича в развитие народного образования города и края. За свои заслуги он был удостоен званий «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Заслуженный педагог Красноярского края», «Отличник народного просвещения СССР», «Почетный гражданин г. Канска». По инициативе детского и педагогического коллектива, в память о бывшем директоре на стену здания школы-интерната была установлена мемориальная доска.

Стекольщиков Павел Петрович
(годы руководства 1971-1976)

Павел Петрович Стекольщиков родился 7 января 1929 года в поселке Иранске Кировской области. После окончания в 1952 году педагогического института в городе Йошкар-Ола Марийской АССР был направлен на работу в город Канск. Молодого педагога приняли на работу в школу №4 учителем химии и биологии. Шесть лет Павел Петрович преподавал в этой школе, был классным руководителем. По воспоминаниям Галины Валентиновны Купцовой – воспитателя начальной школы, которая училась в это время: «Павел Петрович очень любил природу, и наш класс на каникулах постоянно водил в походы. Мы ездили на берег Кана, на озера Улюколь и Маслеево. Павел Петрович увлекался рыбалкой и нас научил удить рыбу, солить ее, вялить, варить уху. Знал много песен, хорошо пел и играл на гитаре. Павел Петрович старался подружить нас, сплотить в единый коллектив. Учил переживать и радоваться успехам товарищей, помогать друг другу в беде. Прошло много лет со дня нашего выпуска, но встречаемся и дружим, как прежде. В этом огромная заслуга нашего классного руководителя Павла Петровича. Мы всегда благодарны ему за науку. Мне было приятно узнать, что Павел Петрович несколько лет работал директором в нашей школе-интернате».

Молодого педагога уважали в коллективе за организаторские способности и деловые качества. В 1968 году Павел Петрович назначен директором школы № 2. Эти первые годы руководства школой были годами профессионального роста и становления опыта управленческой работы. По рекомендации Кима Ариона Григорьевича, который получил новое назначение – заведующего ГОРОНО, директором Канской школы-интерната стал Стекольщиков Павел Петрович. Должность директора школы-интерната была намного сложнее и ответственней, чем в обычной школе. Большой коллектив педагогов, персонала, детей, обеспечение нормальной жизнедеятельности учреждения – все это требовало постоянного внимания, умения настроить коллектив на творческую работу, ответственности в решении текущих вопросов. Многому приходилось учиться заново, не всегда удавалось вовремя справляться с проблемами. Тем не менее, Павел Петрович старался поддержать, достигнутый при Киме Арионе Григорьевиче, статус лучшей школы-интерната на прежнем уровне. Приходилось искать новые формы воспитательной работы, которые заинтересовали бы старшеклассников. Развитие получила игра «Зарница», началась поисковая работа по участникам Великой Отечественной войны, профориентация выпускников. В краевом соревновании за подготовку школы к учебному году школа-интернат заняла первое место.

С 1976 года Павел Петрович живет в Красноярске. До выхода на пенсию работал директором школы № 75 города Красноярска. В памяти остались годы непростой работы в школе-интернате, коллеги и воспитанники.

Павел Петрович Стекольщиков имеет множество грамот, дипломов, награжден медалью «За доблестный труд» за достигнутые успехи в деле воспитания подрастающего поколения.

Ярулов Александр Анатольевич
(годы руководства 1989-1996)

«Отличник народного просвещения России», доктор психологических наук, автор технологии саморазвития личности ребенка и Индивидуально-Ориентированной системы обучения (ИОСО), реализуемой во многих школах Красноярского края. Оставшись без отца и матери, Александр с 5-го класса учился и воспитывался в Канской школе-интернате имени Ю.А.Гагарина. После окончания школы год проработал здесь же старшим пионервожатым, затем поступил учиться на исторический факультет Красноярского педагогического института. С третьего курса перевелся на заочное отделение и работал в городском Доме пионеров, а после окончания института – учителем истории в школе №17. Затем работал в системе учреждений культуры и около трех лет – заместителем председателя исполкома Канского городского совета. За это время Александр Анатольевич, приобрел достаточный производственный и жизненный опыт, известность и уважение в руководящих органах города и края. Это и определило дальнейший выбор профессиональной деятельности.

Трудное материальное положение в родной школе-интернате в 80-х годах, частая смена директоров, безразличие городских властей и ослабление внимания к проблемам воспитания «государственных» детей со стороны всех уровней власти, заставило принять трудное для себя решение – вернуться снова к педагогической деятельности.

С ноября 1989 года Александр Анатольевич назначен директором Канской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Взялся за выполнение обязанностей директора с большой ответственностью, постепенно вырабатывая свой стиль руководства, подбора и правильной расстановки кадров. Требовательность, четкая организация и уважительное отношение к каждому участнику коллектива – стало нормой жизни. Это позволило в короткие сроки покончить с имевшимися ранее случаями, грубости и хамства по отношению к детям, недобросовестному выполнению профессиональных обязанностей воспитателями и учителями.

Александр Анатольевич понял, что предстоит качественно менять существующие подходы к организации образовательного процесса в условиях школы-интерната. Остро назрела необходимость научного подхода к процессу воспитания и обучения детей, живущих вне семьи. Ему удалось обратить внимание к Дому детства, так в это время называлось учреждение, работников научных учреждений края, шефство над Домом детства берет Российская Академия Образования. Под руководством члена Академии образования, доктора психологических наук, директора Института развития личности, профессора Валерии Сергеевны Мухиной, в Дом детства дважды в год приезжает группа ученых. Они проводят обучающие семинары, тренинги, консультационные беседы с педагогами и воспитанниками. Для коллектива Дома детства это была квалифицированная помощь профессиональных людей, создающих и одновременно апробирующих на практике, новые педагогические и психологические методики, техники организации и проведения игровых занятий для развития и социализации личности ребенка на всех ступенях его взросления.

Благодаря настойчивости молодого директора, городские власти передали на баланс Дома детства городской летний лагерь «Березка». После небольшой реконструкции и ремонта воспитанники получили собственный летний оздоровительный лагерь «Гагаринец», где можно отдыхать всем ребятам вместе начиная с дошкольного возраста.

Александр Анатольевич, как талантливый организатор интересной и разнообразной жизни воспитанников, был инициатором участия наших школьников во Всероссийском симпозиуме молодежи в Москве, в международной экспедиции по Енисею, в лагере отдыха «Орленок» на берегу Черного моря, в лагере отдыха «Океан» на Дальнем Востоке и т.д.

Пятерым нашим воспитанникам удалось побывать на летних каникулах в США. Наташа Яговцева, Александр Скатов, Пупышев Виталий, Шалунина Лана, Кокина Людмила гостили в США в американских семьях штата Гавайи и в Калифорнии. Их отдых, как и 12 остальных ребят из детских домов нашего края, оплатила христианская миссия США. Целый месяц ребята провели на побережье Тихого океана.

В школе силами воспитанников и учеников появилось собственное ежегодное печатное издание – газета «Гагаринец», создана школьная телестудия. Благодаря спонсорской помощи удалось в короткие сроки оборудовать большинство учебных кабинетов необходимой техникой и пособиями. Некоторые из этих кабинетов по своему оформлению были признаны лучшими в городе.

Александр Анатольевич разработал и внедрил в образовательный процесс школы индивидуально-ориентированную систему обучения. Система прошла экспертную оценку специалистов Главного управления реабилитационной службы и специального образования Министерства образования РФ и рекомендована для практического использования в работе Дома детства. Позднее, опыт использования ИОСО (индивидуально-ориентированной системы обучения) распространен в другие образовательные учреждения края. Александр Анатольевич один из авторов создания комплексной программы воспитания «Ориентир», призванной служить всестороннему развитию личности ребенка, его успешной социально-трудовой адаптации в самостоятельной жизни.

Успешная творческая работа коллектива школы-интерната под руководством Александра Анатольевича Ярулова в 1994 году была отмечена Грантом Международного Фонда Джорджа. Сороса. В 1995 году Дом детства стал Восточно-Сибирским филиалом Института развития личности РАО.

В начале 1996 года Александр Анатольевич защитил диссертацию на соискание степени кандидата психологических наук в Институте развития личности РАО, а в октябре, на праздновании 40-летнего юбилея Дома детства, академик Мухина Валерия Сергеевна, на торжественном заседании, вручила диплом молодому кандидату психологических наук – директору Александру Анатольевичу Ярулову.

На завершающем этапе своей деятельности в должности директора Дома детства Александр Анатольевич сумел достойно организовать и провести празднование знаменательных в жизни Дома событий: отметить 70-летний юбилей любимого учителя и наставника Кима Ариона Григорьевича; 40-летний юбилей своей родной школы-интерната. К празднованию этих юбилеев во главе с Александром Анатольевичем готовились в течение года.

Проводились встречи с журналистами и руководителями общественных организаций города, учеными из Москвы, публиковались статьи в газеты и научные журналы. Все это делалось, чтобы привлечь внимание широкой общественности к проблемам социального сиротства, к нуждам детей, лишенным возможности воспитываться в семье.

В ноябре 1996 года Александр Анатольевич Ярулов назначен начальником Управления образования администрации Красноярского края и переехал в Красноярск. У него начинался новый этап трудовой деятельности, открылись обширные перспективы для продолжения научной и педагогической работы, реформирования и обновления системы образования в Красноярском крае.

Свириденко Андрей Геннадьевич
(руководит с 1996 года)

Свириденко Андрей Геннадьевич родился 5 декабря 1964 года в городе Уштобе Алма-Атинской области Казахской ССР. С 1965 года семья переехала в Сибирь, в город Нижнеудинск.

В 1987 году с отличием окончил исторический факультет Иркутского государственного университета им. А.А.Жданова и по распределению направлен в город Канск. Большую роль в этом сыграл Арион Григорьевич Ким, работавший заведующим ГОРОНО. Он подписал ходатайство о направлении молодого специалиста учителем истории и обществознания в среднюю школу №5 года Канска. Из воспоминаний Андрея Геннадьевича: «Первый год был для меня далеко не простым, т.к. работал я в военном городке, где учились в основном дети военнослужащих. Нужно было делом доказывать свою профессиональную компетентность, увлечь ребят предметом, завоевать авторитет среди коллег и старшеклассников. Через год работы меня назначили на должность директора школы №5. С этого момента началась моя карьера в качестве руководителя общеобразовательного учреждения, и в этом сложном, многогранном деле моим неизменным наставником был Ким А.Г. Огромный профессиональный опыт, житейская мудрость, интуиция Кима А.Г. способствовали моей эффективной управленческой деятельности».

С 1991 года Андрей Геннадьевич работает в Канской школе-интернате им. Ю.А. Гагарина, сначала в должности заместителя директора по организационно-педагогической работе и учителем истории, а с ноября 1996 года является её директором. Его деятельность характеризуется умением акцентировать внимание на значимых проблемах жизнедеятельности образовательного учреждения, позволяя успешно решать социальные, образовательные и организационные задачи. В своей книге «Годы испытаний», 2001, Арион Григорьевич пишет: «Андрей Геннадьевич, от природы человек одаренный творчеством, широко эрудированный, обостренно воспринимающий все новое, прогрессивное, много сделал для дальнейшего развития учебно-воспитательного процесса, укрепления материальной базы, создания благоприятных условий для жизни, быта, учебы, развития учащихся, а работникам – лучших условий труда в школе-интернате имени Юрия Алексеевича Гагарина». За время руководства Андрея Геннадьевича учреждением произошло много изменений. Развивалась технология индивидуально-ориентированного обучения, в начальной школе апробировалось интегрированное обучение на основе сюжетного построения учебных занятий. С 2000 года при поддержке Новосибирского института «Открытое общество» фонда Дж. Сороса школа-интернат начала участвовать в проектах «Социальная адаптация воспитанника детского дома» и «Шаг за шагом». Педагоги прошли обучение на интерактивных семинарах. С 2003 года успешно реализуется проект «Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через систему оздоровительных мероприятий» («Школа здоровья»). Разработана и реализуется программа развития детского дома, цель которой – формирование у ребенка умения жить: учиться, трудиться, думать, общаться, заботиться о своём здоровье.

Учреждение признано лучшим среди школ-интернатов в Красноярском крае, пять раз являлось победителем краевого смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы. Наши спортсмены неоднократно становились чемпионами на зимних и летних Всероссийских спартакиадах среди воспитанников детских домов и школ-интернатов. Организована встреча с летчиком-космонавтом, дважды героем СССР В.В.Коваленком. Впервые в истории школы-интерната воспитанники побывали на космодроме «Байконур» и наблюдали запуск космического корабля.

Неотъемлемой частью личных качеств директора является чуткое внимание к решению вопросов социальной защиты, реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к современным условиям жизни. Поиски путей сотрудничества с семьей привели Андрея Геннадьевича к реализации практики патронатного воспитания. В августе 2004 года в школе-интернате открылся Центр по устройству детей в семью, сотрудники которого активно реализовывают закон «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае». Большую помощь в организации дальнейшей работы этого Центра оказали «Методические рекомендации персоналу учреждения внесемейного воспитания и гражданам, решившим взять ребенка в семью». Их автором является директор Андрей Геннадьевич Свириденко. В 2005 году Свириденко А.Г. успешно защитил научное исследование на тему: «Социально-педагогические условия эффективного устройства в семью детей-сирот», имеет ученое звание – кандидат педагогических наук. В настоящее время Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина под руководством Андрея Геннадьевича проводит активную инновационную деятельность по нескольким направлениям:

- выполнение функций базового учреждения с ресурсным центром для 9 детским домам Восточного округа Красноярского края;

- внедрение модели учреждения по устройству детей-сирот в семьи, целью которого является создание социально-педагогических условий эффективного устройства в замещающую семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения, ориентированной на ребенка с учетом современных условий жизни;

- функционирование социальной квартиры как современная практика, основанная на методе социальных проб, позволяет будущим выпускникам приобрести опыт самостоятельной жизни.

- реализация проекта «Профилактика насилия среди детей-сирот в социально-образовательном пространстве детского дома «Детский дом – территория без насилия»».

Особое внимание Андрей Геннадьевич уделяет организации в учреждении системы оздоровительно-профилактической и физкультурной работы, направленной на формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к приоритетной ценности. В 2009 году коллектив детского дома стал лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую постановку спортивной работы среди детских домов и школ-интернатов.

Как педагога и директора детского дома, его всегда волновали проблемы реабилитации ребенка, испытавшего в детстве насилие и жестокое обращение в семье. Воспитатели и психологи искали пути и разрабатывали методики нивелирования негативного жизненного опыта ребенка. Андрей Геннадьевич стал инициатором создания специального проекта по решению проблемы реабилитации ребенка-сироты. Вместе со специалистами кафедры Социальной педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева коллектив под руководством Андрея Геннадьевича, разработал проект «Детский дом – территория без насилия» и представил его на конкурс под эгидой Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Из 600 участников конкурса проект детского дома оказался седьмым в рейтинге и получил Грант в размере 1 миллиона рублей. На эти средства оборудованы специальные реабилитационные кабинеты, комнаты для воспитанников. Проведён комплекс семинаров, в том числе и для педагогов детских домов восточного округа.

За творческий труд и высокую результативность работы учреждения директор Андрей Геннадьевич Свириденко награжден Почетной Грамотой министерства общего и профессионального образования РФ, Почетной Грамотой Законодательного собрания Красноярского края. В 2003 году ему присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

С 2006 года является Председателем итоговой аттестационной комиссии на факультете «Педагогика и психология детства» Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева.

В 2010 году Андрей Геннадьевич избран депутатом Канского городского Совета четвертого созыва.

В 2011 году присвоено почетное звание "Заслуженный педагог Красноярского края".

В 2015 году Андрей Геннадьевич избран повторно депутатом Канского городского Совета пятого созыва.